Вопрос:

Я уже 2 года живу в Израиле. Приехала из Минска. Неужели я не могу принимать никакого участия в вере Бахаев, даже если всем своим существом чувствую принадлежность к ней? Если мои жизненные принципы нашли подтверждение в учении Бахауллы? Неужели только из-за места проживания я буду лишена того, что мне просто необходимо???

Ответ:

Никто не может запретить человеку называть себя бахаи и следовать учению Бахауллы. Но мы должны чётко понимать, что следование Его учению предполагает признание установленной Им преемственности Завета, что в наше время означает подчинение Всемирному Дому Справедливости. И если Всемирный Дом Справедливости считает, что ещё не настало время развивать общину бахаи в Израиле, то любой последователь Бахауллы, где бы он ни проживал, должен следовать этому решению. Таким образом, теоретически можно быть бахаи (в душе, в своей личной жизни) и в Израиле, но там пока нельзя распространять Веру, создавать и развивать общину.

Что касается места проживания, то оно, к сожалению, неизбежно накладывает на человека определённые ограничения, и мы должны это учитывать. Если человек сознательно переезжает жить в Заполярье, едва ли есть смысл ему сокрушаться: «Неужели только из-за места проживания я буду лишен возможности видеть солнце несколько месяцев в году???» Если он переезжает в тропики, то не стоит ему сетовать: «Неужели только из-за места проживания я буду лишен возможности поиграть в снежки и покататься на лыжах???» А если он переезжает в Израиль, то должен быть готов к тому, что он будет лишён возможности жить жизнью бахаи в полном смысле этого слова (разумеется, пока Всемирный Дом Справедливости не сочтёт, что ситуация в мире изменилась).

Но если мы любим солнце, мы можем переехать на юг. Если мы любим снег, то мы можем переехать на север. А если мы любим жить жизнью бахаи, то вполне можем переехать в Россию, Белоруссию, Австралию, Буркина-Фасо или ещё куда-нибудь. Ведь для настоящего бахаи «Земля — одна страна, и все люди — её граждане».

Для Вашего сведения мы полностью процитируем здесь письмо Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию бахаи России от 4 июля 1995 г., посвящённое этой проблеме:

Всемирный Дом Справедливости получил ваше электронное письмо от 4 июня 1995 г. и благодарит вас за то, что вы обращаетесь за руководством касательно бахаи, эмигрирующих из Российской Федерации в Израиль.

Всемирный Дом Справедливости придерживается строгой политики, согласно которой он настоятельно не рекомендует бахаи жить в Израиле, если только это не требуется для их работы во Всемирном Центре Бахаи. В случае, когда верующий вступает в брак с небахаи, который собирается иммигрировать в Израиль, следует четко объяснить ему, что на Святой Земле нет ни одного Местного Духовного Собрания и никакой общинной жизни или деятельности иного рода, которая есть в других странах. Хотя верующий может посвящать свои молитвы и действия Бахаулле, он не может считаться членом общины бахаи на Святой Земле или участвовать в жизни общины бахаи во Всемирном Центре. Такой верующий сможет восстановить свое членство в общине бахаи, если он покинет Святую Землю и поселится где-то в другом месте.

Вот также некоторые выдержки из различных Писаний бахаи по этому поводу:

Друзья должны знать, что это давняя политика, и что для этого есть масса причин. Некоторые из них были исчерпывающе объяснены в письме к Британскому Национальному Собранию от 16 октября 1951 г., написанном от имени возлюбленного Хранителя его секретарем:

Доводим до вашего сведения, что Хранитель не хочет, чтобы какой-либо верующий сейчас переезжал на постоянное место жительства в эту страну. Ни при каких обстоятельствах он не даст на это своего одобрения. Местные проблемы, которые создает более или менее активная небольшая группа нарушителей Завета; усилия, в настоящее время успешные, которые он предпринимает с целью установить дружеские отношения с правительством; развитие административных институтов Веры; укрепление Международного Совета Бахаи — все это требует, чтобы Всемирный Центр Веры был освобожден от любых дополнительных сложностей и чтобы бремя, лежащее на нем, не усугублялось.

Хотя ситуация с нарушителями Завета уже не представляет большой проблемы и ссылка на Международный Совет Бахаи более не актуальна, замечания о развитии международных институтов Веры и об установлении дружеских отношений с правительством по-прежнему остаются в силе. Вы должны сообщать каждому, кто спрашивает об этом, что Всемирный Дом Справедливости периодически пересматривает эту политику, и что ограничения будут сняты, как только это позволят условия. В последние годы значительно выросло количество тех, кому разрешено приезжать на паломничество, и друзья могут совершать кратковременные визиты, предварительно подав заявку, если только не будет достаточно веских причин отказать в ее удовлетворении.

Мы чувствуем, однако, что время снятия ограничений на проживание на Святой Земле еще не настало, и сейчас здесь могут жить только те, кто имеет отношение ко Всемирному Центру.

(Из письма Всемирного Дома Справедливости от 20 июля 1972 г. одному из Национальных Духовных Собраний)

Как вы, без сомнения, знаете, еще со времен Бахауллы существует строгая политика запрета на любое обучение Вере на Святой Земле. Это имеет ключевое значение для развития Всемирного Центра, а косвенно — и для прогресса Веры во всем мире. Поэтому в Израиле нет никакой местной общины бахаи, и никто не принимается в общину бахаи в этой стране.

Ввиду деликатных взаимоотношений между многочисленными религиозными общинами на Святой Земле правительство Израиля, как и мандатное правительство прежде него, сохранило систему, существовавшую в эпоху правления Оттоманов, когда вопросы гражданского состояния, например браки, рассматриваются отдельно каждой религиозной общиной по отношению к своим собственным членам, и поэтому в Израиле нет гражданских браков. Следовательно, бахаи в этой стране не может вступить в брак с человеком другой религии.

Вследствие упомянутых выше, а также ряда других соображений, Всемирный Дом Справедливости не разрешает бахаи посещать Израиль и проживать здесь, если это не требуется для их работы во Всемирном Центре.

(Из письма Всемирного Дома Справедливости от 22 апреля 1975 г. одному Национальному Духовному Собранию)

Вообще говоря, Дом Справедливости предпочел бы, чтобы верующие не приезжали в Израиль для лечения, если они могут получить это лечение в другом месте. Поэтому, прежде чем вынести решение в Вашем случае, он хотел бы узнать от Вас, действительно ли предлагаемое лечение обязательно должно происходить в Израиле…

(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости от 7 марта 1976 г. одному из верующих)

Всемирный Дом Справедливости не одобряет попытки бахаи найти работу в Израиле. Ему следует объяснить, что, следуя руководству Бахауллы, Учителя и возлюбленного Хранителя, бахаи воздерживаются от обучения Вере на Святой Земле. Хотя здесь существует система принятия паломников и соблюдаются Святые Дни, в Израиле нет никакого Местного Духовного Собрания, нет общинной жизни и деятельности, которая существует в других странах. Вы можете также указать, что на бахаи лежит ответственность за обучение Вере, и поэтому они должны искать работу в других местах, вне Израиля.

(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости от 12 июля 1976 г. одному из Национальных Духовных Собраний)

Всемирный Дом Справедливости указал нам проинформировать вас, что хотя бахаи, желающим по какой-то причине приехать в Израиль или посетить его с кратковременным визитом, обычно дается разрешение на это, в целом им не рекомендуется проводить время в кибуцах, поскольку они могли бы потратить это поистине драгоценное время, обучая Вере в других странах мира. Дом Справедливости надеется, что все бахаи, у которых есть время, смогут посвятить его путешествиям и обучению Делу во многих частях света, где отчаянно нужна помощь — как в Европе, так и на других континентах.

(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости от 28 августа 1977 г. одному из Национальных Духовных Собраний)

Нас попросили сообщить Вам, что Всемирный Дом Справедливости, следуя твердой политике, существующей со времен Бахауллы, не разрешает бахаи жить в Израиле, если только это не требуется для работы во Всемирном Центре. Время от времени верующим дается разрешение проводить здесь ограниченное время, если на это у них есть особая причина — например, участие в семинаре или командировка от фирмы, на которую они работают. Однако, поскольку обучение в Израиле не разрешается, друзья, естественно, захотят поселиться там, где они смогут выполнять эту важнейшую личную обязанность.

(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости от 16 августа 1978 г. одному из верующих)

Что касается причин, по которым друзьям требуется получать разрешение для приезда на Святую Землю, то Дом Справедливости указал нам проинформировать Вас, что это давнее установление, возникшее еще во времена Самого Бахауллы, и в основе его лежит множество соображений. Как Вы знаете из новостей, в этой части мира сохраняется значительное напряжение и существует множество проблем. Главная задача Веры здесь — развитие Всемирного Центра и управление работой Веры по всему миру. Обучение Вере в этой стране или развитие местной общины, либо посещение страны множеством бахаи без надлежащих инструкций, которые можно дать при выдаче им разрешения, создали бы столько дополнительных проблем для Всемирного Центра, что его работа значительно осложнилась бы, и это отрицательно сказалось бы на делах Веры по всему миру.

(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости от 1 июля 1979 г. одному из верующих)

Как Вы знаете, Бахаулла был выслан на Святую Землю как заключенный, и с самого начала положение Всемирного Центра Веры здесь было очень деликатным. В одной из Своих Скрижалей Абдул-Баха утверждает, что Бахаулла запретил обучение Вере в этом регионе с целью избежать возникновения подозрений и смуты, ибо если возникнут волнения здесь, то они отразятся на всем мире Бахаи. С другой стороны, если Святая Земля будет спокойна, то проблемы, имеющиеся в других странах, скоро исчезнут. В другой Скрижали Абдул-Баха утверждает, что если бы Бахаулла не установил такой политики, то здесь не удалось бы похоронить останки Баба.

(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости от 5 июля 1979 г. одному из верующих)

Пожалуйста, скажите г-ну …, что Всемирный Дом Справедливости не придерживается политики разрешать двум верующим из-за рубежа вступать в брак на Святой Земле…

(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости от 9 марта 1980 г. одному из Национальных Духовных Собраний)

Из вашего письма можно сделать вывод, что вы полагаете, будто бахаи могут свободно посещать Израиль, когда захотят, но им требуется разрешение на посещение Всемирного Центра. Однако в Вере существует давняя политика, гласящая, что, ради защиты Веры в целом и Всемирного Центра в частности, ни один бахаи не может посещать Израиль с какой-либо целью без разрешения Главы Веры. Поэтому каждому бахаи, желающему посетить Израиль, в каком бы качестве он ни хотел это сделать, надо заблаговременно получить разрешение от Всемирного Дома Справедливости. Это разрешение будет включать также и разрешение посетить Всемирный Центр. Дом Справедливости придерживается принципа всегда выдавать разрешение, если только нет особой причины отказать в нем, однако ситуация на Ближнем Востоке столь взрывоопасна, что верующим следует непременно придерживаться этого правила.

(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости от 8 июня 1980 г. одному из Национальных Духовных Собраний)