Вопрос:

Где я могу найти информацию, как бахаи относятся к проблеме суррогатных матерей и главное почему?

Ответ:

Суррогатное материнство (обозначим его СМ), как известно, бывает двух основных видов.

«Полное», или «гестационное» СМ предполагает использование суррогатной матери только для вынашивания эмбриона, который получается путем оплодотворения сперматозоидом мужчины-«заказчика» яйцеклетки женщины-«заказчика» (методом «в пробирке», который также носит название «экстракорпоральное оплодотворение» — ЭКО).

Так называемое «традиционное», или «частичное», СМ предполагает использование суррогатной матери не только в качестве носителя эмбриона, но и в качестве донора яйцеклетки. Иными словами, женщина выносит для пары «заказчиков», по сути, своего собственного ребенка, но только зачатого от мужчины-заказчика.

В пока не опубликованном на русском языке сборнике Lights of Guidance приводится письмо автору сборника от имени Всемирного Дома Справедливости по поводу искусственного оплодотворения, где, в частности, говорится:

Возлюбленный Хранитель в письме, написанном от его имени отдельному верующему, который спрашивал об этом предмете, сказал: «…в нашем Учении ничего не содержится по этому поводу, следовательно, нет возражений против инициирования беременности посредством искусственного оплодотворения, при условии, что отцом станет ваш муж». Таким образом, искусственное оплодотворение для женщины-бахаи разрешается при условии, что донором спермы станет её муж.

(Из письма Всемирного Дома Справедливости от 11 июля 1978 г. одному из верующих).

Кроме того, помимо цитирования приведённого выше утверждения Хранителя, в другом письме затем был сделан следующий комментарий:

«В свете этого, Дом Справедливости заявил, что бахаи не следует становиться донором спермы для клиники, если эта сперма предназначена для искусственного оплодотворения иной женщины, помимо его жены».

(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости от 25 мая 1979 г. Национальному Духовному Собранию Австралии).

Поскольку при осуществлении второго вида СМ («частичного») производится оплодотворение женщины мужчиной, не являющейся её мужем, то очевидно, что в свете приведённых писем Всемирного Дома Справедливости такой вид суррогатного материнства противоречит учению бахаи, и бахаи не должны его практиковать (независимо от того, производится ли оплодотворение «традиционным путем», что, по сути, является прелюбодеянием в чистом виде, или же это искусственное оплодотворение; в любом случае, с точки зрения учения бахаи, оно должно производиться только в рамках законного брака).

Что касается первого («гестационного») вида СМ, то вот что пишет по этому поводу Всемирный Дом Справедливости (цитата также взята из сборника Lights of Guidance):

Поднимаемые Вами вопросы о донорах яйцеклеток или спермы в случае бесплодия и о состоянии души замороженных эмбрионов связаны с более широким вопросом об отношении бахаи к недавним успехам медицинской науки, повышающим вероятность зачатия в случаях бесплодия.

Бахаи придерживаются весьма сбалансированного мнения. Высоко оценивая значимость новых медицинских технологий, позволяющих прежде бездетным супругам испытать радость полноценной семейной жизни, наше учение устанавливает границы, необходимые для поддержания достоинства личности и святости брака.

...Хотя процесс искусственного осеменения сильно отличается от оплодотворения in vitro, принципы, раскрытые Хранителем, остаются теми же, а именно, что, с точки зрения бахаи, допустима только ситуация, когда в ходе этой процедуры яйцеклетка жены оплодотворяется спермой мужа.

Духовные и социальные последствия использования суррогатных матерей для вынашивания эмбриона,— даже когда в матку другой женщины имплантируется эмбрион, появившийся в результате оплодотворения яйцеклетки жены спермой мужа,— слишком значительны, чтобы бахаи могли разрешить эту процедуру.

(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному Национальному Духовному Собранию, 25 октября 1984 г.)

Насчёт «почему» в приведённых цитатах сказано только, как мы видим, что «духовные и социальные последствия этого слишком значительны». Хотя столь краткий ответ не покажется недостаточным тому, кто знаком с попытками практического использования идеи суррогатных матерей. Во многих случаях женщина, поработавшая «инкубатором», не соглашает отдавать ребёнка, считая его своим, отказывается от получения заранее оговоренной платы и даже пытается скрыться от «заказчиков», поскольку во время беременности между беременной женщиной и ребёнком возникают, как правило, прочные духовные узы. По российскому законодательсву, носительница плода имеет на это полное право: приоритетное право решать судьбу ребенка имеет суррогатная мать. То есть согласно закону женщина может оставить ребенка себе. (Семейный кодекс от 8.12.1995 г. раздел IV глава 10, статья 51 пункт 4 часть вторая). Права генетических родителей признаются только после отказа от ребёнка суррогатной матери (статья 52, там же).