Вопрос:

Кто, по мнению религии бахаи, Христос: человек или воплощение Бога на земле?

Ответ:

Этот вопрос подробно разъяснен в книге Бахауллы «Китаб-и-Иган», или «Книге Несомненности». В электронном виде эту книгу можно найти по адресу http://bahaindex.com/languages/russian/iqan. В ней Бахаулла, в частности, объясняет, что Богоявлениям, к которым относится и Христос, присуще двойственное положение:

«Каждому из сих Богоявлений присуще двойственное положение. Первое есть положение чистой отвлеченности и сущностного единства. В этом отношении, если назовешь их всех одним именем и наделишь их единым признаком, то не погрешишь против истины...

Второе — положение различия, и относится оно к миру творения и его ограничениям. В сем смысле всякое Богоявление обладает своей личностью, особо предначертанной миссией, определенным Откровением и предустановленными ограничениями. Каждое из Них известно под Своим именем, отличается Своим признаком, выполняет Свое Предназначение и наделено Своим Откровением...

Посему, если воззреть на Них с точки зрения Их единства и возвышенной отрешенности, то определения Высшего Существа, Божественности, Верховной Единственности и Наисокровеннейшей Сути всегда были и будут приложимы к сим Сущностям Бытия, ибо все Они пребывают на престоле Божественного Откровения и восседают на троне Божественной Сокровенности. С Их пришествием является Откровение Божие, и в Их лике открывается Благолепие Бога. Именно поэтому глас Самого Бога исходит из уст сих Явлений Божественного Существа.

Если же рассматривать Их с точки зрения второго положения — положения отличия, обособленности, временных ограничений, особенностей и образа поведения, то Они являют совершенное служение, крайнюю нищету и полное самоотречение. Ибо изрек Он: «Я есмь слуга Божий», «Я такой же человек, как и вы»...

Когда бы любой из сих всеобъемлющих Богоявлений воскликнул: «Я есмь Бог», Он, подлинно, изрек бы истину, и в том не может быть никакого сомнения. Ибо неоднократно было показано, что через Их Откровение, через Их имена и признаки являются миру Откровение Божие, Его имя и Его признаки... А когда бы кто-нибудь из Них произнес: «Я есмь Посланник Божий», Он также говорил бы истину, неоспоримую истину... В этом смысле все Они суть лишь Посланники сего совершенного Царя, сей неизменной Сущности. И когда бы каждый из Них возвестил: «Я есмь Печать Пророков», подлинно Он изрек бы лишь истину, в коей не может быть ни малейшего сомнения. Ибо все Они суть одна личность, одна душа, один дух, одно существо, одно откровение. Все Они суть явления «Начала» и «Конца», «Первого» и «Последнего», «Зримого» и «Сокрытого» — всего, что принадлежит Тому, Кто есть Сокровеннейший Дух всякого Духа и Вечная Суть всякой Сущности. А когда бы сказали Они: «Мы Слуги Божии», сие также было бы явной и неоспоримой истиной. Ибо явились Они в столь совершенном образе служения, подобного коему не достичь ни одному человеку.»

Следует отметить, однако, что первое из этих положений («положение чистой отвлеченности и сущностного единства», к которому применимы «определения Высшего Существа, Божественности, Верховной Единственности и Наисокровеннейшей Сути») не означает положения Божества, или тождественности Самому Богу. В Писаниях Бахаи эти небесные существа сравниваются с чистейшими зеркалами, в которых идеально отражается солнце; глядя в такое зеркало, мы можем познать и само солнце в той мере, в какой нам это доступно, и для нас не будет разницы между солнцем и его отражением в зеркале; но это не означает, что солнце и его отражение в зеркале — одно и то же. Сам Христос неоднократно подчеркивал различие между Собой и Богом, однажды недвусмысленно осадив слишком рьяного Своего поклонника: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19-17, Марк 10:18, Лк. 18:19). Шоги Эффенди так писал о личности Бахауллы и отличии ее сути от Божественной Сущности; все сказаннное здесь равным образом применимо и ко Христу, и к другим Посланникам Божиим:
«Пусть никто из размышляющих... над природой Откровения Бахауллы, не будет введен в заблуждение относительно его характера или намерения его Творца. Божественность, приписываемая столь великому Существу, и полное воплощение имен и качеств Божиих в столь возвышенной Личности, ни при каких условиях не следует понимать превратно. Человеческий храм, ставший орудием столь ошеломляющего Откровения, всегда следует отличать — если только мы хотим остаться верными основам нашей Веры — от «сокровеннейшего Духа из Духов» и «вечной Сущности Сущностей», от того незримого, но при этом разумного Бога, Который, сколь бы мы ни восхваляли божественность Его Проявлений на земле, никогда не сможет воплотить Свою безграничную, Свою непознаваемую, Свою нетленную и всеохватную Реальность в конкретной и ограниченной оболочке смертного существа. Более того, Бог, Который бы смог таким образом воплотить Свою реальность, в свете учения Бахауллы немедленно перестал бы быть Богом. Столь грубая и фантастическая теория Божественного воплощения столь же далека от основополагающих убеждений бахаи и столь же несовместима с ними, как и в равной мере неприемлемые пантеистические и антропоморфные концепции Бога, которые ясно опровергаются словами Бахауллы и ложность которых они разъясняют.

Тот, Кто в бесчисленных отрывках заявлял, что Его слова являются «Гласом Божественного, Призывом Самого Бога», торжественно заявляет в Китаб-и-Иган: «Для всякого чуткого и просвещенного сердца очевидно, что Бог, непостижимая Сущность, Божественное Существо, превознесен бесконечно выше всякого человеческого свойства, такого, как телесное существование, восхождение и нисхождение, уход и возвращение... Он пребывает и всегда пребывал сокрытым в предвечности Сути Своей, и вовеки пребудет Он в Своем Естестве непроницаемым для человеческого взгляда... Он вознесен превыше всякого разделения и союза, всякой близости и отдаленности... Слова «Был только Бог, и ничего не было, кроме Него» суть надежное подтверждение сей истины».

«С незапамятных времен,— говорит Бахаулла о Боге,— был Он сокрыт за непроницаемой завесой святости Своей возвышенной Личности, и вовеки веков пребудет Он окутан непроницаемой тайной Своей непостижимой Сущности... Десять тысяч Пророков, каждый из коих — как Моисей, поражены громом на Синае их устремлений, когда раздается Его запрещающий глас: «Ты никогда не узришь Меня!»; несметное множество Посланников, из коих каждый величием подобен Иисусу, стоят в замешательстве на своих небесных престолах, внимая запрету: "Сущности Моей ты никогда не постигнешь!"» «В какое смущение прихожу Я, ничтожный,— подтверждает Бахаулла в Своей молитве к Богу,— пытаясь измерить священные глубины Твоего знания! Сколь бесплодны усилия мои, когда хочу Я представить воочию ту мощь, что заложена в творении рук Твоих, в откровении Твоей созидательной силы!» «Когда я созерцаю, о мой Боже, узы, что связывают меня с Тобою,— свидетельствует Он в еще одной молитве, записанной Его Собственной рукой,— я готов возвестить всему творению «Истинно, Я есмь Бог»; но когда я задумываюсь о личности своей, о, я вижу, что она грубее глины!»