Вопрос:

Слышал, что бахаи говорят о прогрессивном откровении. Я так понимаю, по вашему, каждый новый явитель должен приносить более новое и прогрессивное учение.
Ислам появился после христианства, но я что-то не вижу ничего прогрессивного в учении Мухаммада по отношении к учению Христа.

Ответ:


Бахаи считают, что сфера религии не ограничивается личностными отношениями и мистическими аспектами жизни; призвание религии — оказывать облагораживающее воздействие на все стороны человеческой жизни, на общество в целом. Однако это воздействие на протяжении истории развёртывалась постепенно, по мере того, как человечество становилось способным воспринимать новые идеи и новый дух.

Христос в Своё время обращался только к душе отдельного человека, чётко отделив религиозную жизнь от общественной: «Богу – Богово, кесарю – кесарево»; Он не внёс никаких изменений в социальные отношения между людьми (кроме того, что отменил закон о субботе и запретил развод). Ярким показателем этого служит история с апостолом Павлом и рабом-христианином Анисимом, сбежавшим от своего хозяина – тоже христианина. Павел отослал его обратно со словами «Ты должен принять его как брата». Ясно, что такое «братство» могло быть только духовным, оно не делало раба свободным или равным своему хозяину. В результате в христианском обществе существует чёткое разделение на светскую и духовную власть, на общественную и религиозную жизнь; Христианство не устранило ни рабство, ни сословные разделения, оно не смогло сколько-нибудь существенно противостоять национальной и расовой розни (например, большинство расистов Северной Америки считали себя убеждёнными христианами).

Откровение Мухаммада оказало преобразующее влияние уже практически во все стороны человеческой жизни, в том числе и в общественные отношения. В идеале власть в исламском государстве является одновременно и светской, и духовной, а законодательство и нормы общественных отношений полностью основываются на Коране, то есть на Божественном откровении (тогда как, скажем, законодательство большинства европейских стран имеет в своей основе римское право, то есть нормы, выработанные языческим обществом). На практике Ислам показал себя намного более терпимой религией по сравнению с христианством, особенно в первые несколько веков своего существования. Такого понятия, как расизм, в исламском обществе вообще никогда не существовало; не было и столь чётких сословных разделений, как в христианских странах (скажем, в брак могли вступать мусульмане, принадлежащие к самым разным слоям общества, тогда как в Европе такое было невозможно вплоть до начала XX века). Мусульманин не мог обращать в рабство другого мусульманина.

В Вере Бахаи все эти тенденции получили своё дальнейшее развитие.

Можно привести и другие примеры того, что нового Ислам принёс по сравнению с Христианством. Например, в учении Мухаммада подчёркивается важность науки и знания, тогда как Христос этой темы не касался. Поэтому в эпоху так называемого «средневековья», когда христианская Европа была погружена в пучину невежества и мракобесия, мусульманский Восток процветал, там бурно развивалась наука (и, как следствие, экономика, а также литература).

Даже сам факт того, что текст Откровения впервые в истории человечества был записан непосредственно со слов Основателя религии и затем был доступен всем верующим (в отличие от Христианства, подавляющее большинство приверженцев которого на протяжении почти всей его истории имело достаточно смутное представление о том, во что же они верят), сыграл огромное значение. Вообще беспристрастный взгляд на историю этих двух религий даёт ясное свидетельство того, насколько более прогрессивным и сильным было преобразующие влияние Ислама на общество по сравнению с Христианством.

Вопрос:

Добрый день.
Бахаулла пишет:

Лучше прочесть всего лишь один стих из Моего Откровения, чем вчитываться в Писания былых и недавних поколений.

Писания, я так понимаю, включают:

1. Танах (Тора + пророки)
2. Евангелия + письма апостолов
3. Коран + Сунна
4. Авеста (гаты и пр.)
5. Веды и Упанишады
6. Евангелие Будды

Какую цель преследует Бахаулла, принижая ценность книг, ниспосланных до него? Почему он говорит о единстве и равенстве божественных религий, если отделяет и принижает прошлые книги-откровения? Ритуалы Бахауллы ничем не лучше и не хуже чем в других религиях, законы - в принципе - переизложенные старые законы, а духовная часть - не глубже духа предшествующих религий.

Спасибо.

Ответ:

Здесь мы опять возвращаемся к самому первому принципу бахаи — принципу восходящего Откровения. Нет многих религий, есть только одна религия — Вера в Бога. Вера в Бога не является «культурной особенностью» какой-то определённой нации. В Коране говорится, что Богоявление — это светильник, который «зaжигaeтcя oт дepeвa блaгocлoвeннoгo — мacлины, ни вocтoчнoй, ни зaпaднoй». Интересно, кстати, что этот принцип наднациональности и надвременности религии теперь провозглашается даже в официальных документах Православной церкви:

Православие не является «национально-культурной принадлежностью» Восточной Церкви. Православие — это внутреннее качество Церкви, сохранение вероучительной истины, богослужебного и иерархического строя и принципов духовной жизни, непрерывно и неизменно пребывающих в Церкви со времен апостольских.

(Отношение к инославию)

Вот смотрите: мы только что прочитали несколько «стихов из Писаний былых и недавних поколений», и собираемся извлечь из этого массу пользы :-)

Смею Вас уверить, что бахаи нисколько не пренебрегают изучением предыдущих религий. Например, Шоги Эффенди настоятельно рекомендовал бахаи изучать Ислам и, фактически, возложил на них задачу стать адвокатами этой религии на Западе. Абдул-Баха, выступая в одной американской синагоге, говорил об Иисусе Христе, доказывая евреям, что Тот действительно был их Мессией. Бахаи к каждой религии относятся как к своей родной.

Позвольте, однако, не согласиться с Вами в том, что «Ритуалы Бахауллы ничем не лучше и не хуже чем в других религиях, законы - в принципе - переизложенные старые законы, а духовная часть - не глубже духа предшествующих религий». Разве построение Царства Божиего на земле — это простая и самоочевидная задача? Почему же все предыдущие Посланники велели ждать «конца времён», когда «придёт Дух Истину и наставит вас на всякую истину»? Давайте рассмотрим несколько конкретных примеров:

Никогда раньше перед религией не ставилась такая цель — осуществить единство человечества. Однако именно эту цель провозгласил Бахаулла, и события, произошедшие за последние 160 лет, свидетельствуют о том, что выполнению Его замысла никто не в силах помешать. Человечество уже, фактически, едино на материальном уровне, а постепенно осваивает и уровень единства мировоззренческого — тесно связанные всемирные рынки финансов и продукции, транснациональные корпорации (вспомните, из каких деталей собран Ваш компьютер!), Интернет и другие средства мгновенной связи — всё это живые воплощения идей Бахауллы.

Ни в одной из прежних религий не было предусмотрено инструментов сохранения единства общины. В Вере Бахаи они есть и доказали свою эффективность: 160 лет — и ни одной секты, хотя в ней представлены члены более чем двух тысяч наций, народностей и этносов Земли. Таким образом, Вера Бахаи может смело заявлять, что она — живая и действующая модель для духовного объединения человечества. И Архитектором этого единения является, конечно же, Бахаулла.

Никогда прежде Бог не давал человечеству Своей Собственной, духовной от начала и до конца, системы управления обществом. Однако эта эпоха — эпоха Его Царствия, Его правления, и дни тиранических режимов и коррумпированной человеческой демократии сочтены. Скоро уже безжалостное время выбросит все эти рукотворные системы на свалку истории, потому что их неэффективность станет очевидной. Бахауллы заложил фундамент Административной Системы Бахаи, и эта система постепенно крепнет и всё очевиднее доказывает свою способность справляться с любыми трудностями управления людьми. Впервые в истории мы имеем модель правительства, которое полностью устойчиво против коррупции — это ли не мечта каждого простого человека на Земле? («Простого» — потому что понятно, что политики и священники будут до последней капли крови сопротивляться распространению любых некоррумпированных систем управления.)

Примеры можно продолжать, но и так уже это письмо становится слишком длинным. Равенство мужчин и женщин, разъяснение вопроса о том, как можно вести духовное образование детей, не делая при этом из них фанатиков, духовное решение экономических проблем... И многое, многое другое.

К несчастью, учение каждой религии по прошествии веков настолько прочно связывается со всем образом жизни конкретного народа, что люди забывают об истинной сущности Веры в Бога — им куда важнее, в шапке какого цвета появляется перед ними священник. Об этой трагедии человеческого духа говорили все Посланники. Каждый из Них сетовал на духовную слепоту людей, на то, что они куда охотнее следуют за своими привычными лидерами, пусть даже те ведут их к гибели. Именно так и следует понимать слова Бахауллы о необходимости внимательно прислушиваться к тому, что говорит Бог, потому что иначе у человечества не останется никакой надежды. Ещё раз повторим: религия — это не «национально-культурная принадлежность» какого-то народа, это — неизменная Вера в Бога, вечная в прошедшем, вечная в грядущем. Все Богоявления прошлого страстно увещевали Своих последователей последовать за Тем, Кто придёт «в конце времён»:

Пусть в День сей никто не держится за иное, кроме явленного в сём Откровении. Таково повеление Божие, в былом и в грядущем, повеление, коим украшены Писания Посланников прошлого. Таково увещевание Господа, в былом и в грядущем, увещевание, кое украшает вступление к Книге Жизни, о если бы вы постигли сие. Такова заповедь Господа, в былом и в грядущем; остерегайтесь же, да не изберёте взамен сторону позора и унижения. Ничто не поможет вам в сей День, кроме Бога, и нет вам укрытия нигде, кроме как в Нём, Всезнающем, Премудром. Познавший Меня познал Цель всех устремлений, и обратившийся ко Мне обратился к Предмету всякого поклонения. Так положено в Книге, и так заповедано Богом, Господом всех миров. Лучше прочесть всего лишь один стих из Моего Откровения, чем вчитываться в Писания былых и недавних поколений. Таково Речение Всемилостивого, когда бы вы имели уши, чтобы слышать! Скажи: Вот сущность знания, о если бы вы только разумели.

(Китаб-и-Агдас, К138)