Речь Мэттью Уайнберга на церемонии открытия Террас Гробницы Баба

День второй (вторник, 22 апреля 2001 г.), утро

Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы воздать должное священной истории беспримерной любви, величайшей жертвенности и Божественного видения. Повествование об этом звучало в пророчествах великих Провидцев прошлого. Когда мы взираем с благоговением на величественные сооружения и «прекрасный ковёр», ныне раскинувшийся на Святой Горе Божией, и размышляем о мистических процессах, в результате которых этот бесплодный пустырь преобразился столь замечательным образом, нам кажется, что мы слышим голос Исаии: «…Кармил и Сарон; они увидят славу Господа, величие Бога нашего».[1]

В ходе предприятия, обнаружившего целеустремлённость, неустанное самопожертвование и силу объединённых действий, последователи Величайшего Имени во всех уголках планеты воспользовались уникальным моментом и воплотили в жизнь видение, раскрытое для них в Скрижали Кармель: «Ликуй же, ибо в сей День Бог воздвиг на тебе Свой престол и сделал тебя восходом Своих знамений и зарею свидетельств Откровения Своего».[2]

Воздвижение «стольного града» Бахауллы заставляет нас исполниться благоговения пред Его вечным могуществом и благодарности Ему за щедрые излияния благодати. Ибо мы — всего лишь смиренные орудия, пытающиеся исполнить Его справедливую и милосердную волю. Завершение столь великого предприятия демонстрирует нам несомненное величие Дела Красоты Абха и свидетельствует о существовании объективной духовной реальности — поскольку всё это не могло бы свершиться только благодаря человеческим усилиям и видению. Не подлежит сомнению, что стоящие за этим духовные силы превосходят самое смелое воображение. Как свидетельствует Сам Бахаулла, «сие, воистину, есть Откровение, кое является лишь раз в пятьсот тысяч лет. Так устранили Мы преграду и подняли завесы».[3]

Нынешнее событие даёт нам возможность оглянуться на этот судьбоносный и наполненный победами духовный путь.

Более 150 лет назад юный Узник, заточённый в далёкой горной крепости, смело обратился к правителю Персии с такими словами: «Я — Исходная Точка, от коей произошло всё сотворённое. Я — Лик Божий, великолепие Коего не может быть скрыто, Свет Божий, сияние Коего никогда не померкнет».[4] Изрекая эти слова с изумительной силой, напоминающей о Пророках прошлого, Баб провозгласил наступление нового Дня, давно ожидаемого момента в человеческой истории, когда Обетованный «наполнит землю равенством и справедливостью»[5] и «земля наполнится познанием славы Господа».[6]

Его «трубный зов» пробудил погружённую в мрак землю Персии и всем ответившим на него даровал «новые очи, новый слух, новое сердце и новый разум».[7] Его послание, однако, было адресовано не только этой стране, ибо Он был Носителем Откровения, которому суждено было преобразить духовную жизнь человеческой расы. «О вы, народы земли! — провозглашает Баб,— Войдите, все и каждый, через сии Врата…»[8] Пройти через эти Врата означало выйти из мрака к свету Божией любви и сострадания; они вели на «Стезю Истины» и «путь мира».[9]

Баб был теми вратами, через которые должно было вскоре явиться долгожданное Богоявление. Он так разъяснил главную цель Своей миссии: «Сие Откровение, вместе с предшествовавшими ему, имеет целью своей провозгласить приход Веры Того, Кого явит Бог».[10] Основа всех человеческих достижений — учение этого Величайшего Светила, а «конечная цель религии Божией есть ничто иное, как помощь Ему»[11]. Согласно пониманию Баба, критический период в развитии человечества уже наступил, и Он был «Гласом Вопиющего в пустыне Байана»[12], провозглашающим человечеству, что оно вступило в эпоху своей зрелости.

Безграничная пламенность и отвага, с которыми Баб возвысил Свой трубный призыв, открыли первую главу беспримерной драмы духовного и нравственного обновления. Героизм влюбленных в Него людей, их сверхчеловеческая стойкость и святые деяния потрясли Персию до основания и привлекли внимание остального мира. Захваченные водоворотом фанатизма и ненависти, последователи Господа Эпохи являли чудеса мужества и преданности, описать которые словами невозможно. «Когда пролилась кровь их,— утверждает Бахаулла,— земля пропиталась дивными откровениями Твоей мощи и… Твоего славного могущества».[13] Именно эта самая кровь, утверждает Шоги Эффенди, стала «семенем» задуманного Богом Административного Порядка, которому суждено «осенить всё человечество».[14] Поэтому, взирая на величественные строения на Горе Божией, мы не можем не вспомнить об «алых чернилах», пролитых тысячами героев и героинь из числа баби.

В центре наших мыслей — абсолютное, славное самопожертвование Баба, Возвышенного. «Плод Древа последовательных Божиих Откровений»[15] бросил свои драгоценные семена в «мельницу испытаний»[16] в городе Табризе, и на некоторое время «Пламя этого небесного Света»[17] было потушено. Когда мы размышляем о непостижимом феномене Мученичества Баба, наши сердца наполняются изумлением, и мы не можем удержаться от того, чтобы не воскликнуть о нашем бессилии пред Тем, Кто есть Всесильный. «Весь мир,— свидетельствует Бахаулла,— восстал, дабы воспрепятствовать Ему, но потерпел сокрушительное поражение. Чем суровей преследовали сию Садру Блаженства, тем сильнее росло Его рвение и тем ярче разгоралось пламя Его любви».[18] Тот, Кто был «Провозвестником новой Эры и Родоначальником великого вселенского цикла»[19], говоря словами одного выдающегося европейского писателя, «пожертвовал собой ради человечества… Подобно Иисусу, он заплатил своей жизнью за провозглашение царствия согласия, равенства и братской любви».[20]

Лишённая юного и притягательного Голоса, который был её инструментом, таинственная «Богорождённая Сила», двигавшая новым Откровением, начала пульсировать во тьме и мраке Сийах-Чаль. Именно здесь «Тот, ради Кого миру было дано бытие», Верховное Богоявление, ожидаемое Бабом и всеми Избранниками Божьими до Него, начало излучать Свет всеохватной и преобразующей любви.[21] Из этой «Чёрной Ямы» лишений и отчаяния «Гонимый мира» и «Всеведущий Врачеватель» поднялся, дабы нести во все концы земли «божественное лекарство» единения. «Тот, Кто есть Предвечная Красота, пришёл,— заявляет Бахаулла,— …дабы оживить мир и объединить его народы. Они, однако, поднялись против Него с острыми мечами и свершили то, что заставило Дух Верный рыдать… Однажды они бросили Его в темницу, затем изгнали Его, а потом спешно отправили его из одной страны в другую».[22]

Бахаулла страдал, дабы «все обитатели… земли» могли «родиться заново».[23] И, как свидетельствует Он в Своей Наисвятой Книге, «Через то, что Он претерпел несправедливость, справедливость пришла на землю, и через то, что Он принял унижение, величие Божие воссияло среди человеков».[24] Преодолев пытки, тюремное заключение, предательство и изгнание, осмеянный равно политиками и религиозными лидерами, Он, «Объединитель чад человеческих» и «Устроитель всей планеты», смог, тем не менее, создать всемирную общину, преданную вере в единство Божие, единство всех великих религий и единство человеческой семьи. Он явил Себя, чтобы поднять человечество от его «странной спячки», пробудить его внутренние совершенства, благородство и красоту. Мистический поиск обрёл новое значение — как поиск не только смысла, но и нового образа жизни. Покинутый и забытый всеми Узник призвал человечество наконец вырваться из застарелых оков предрассудков, насилия, суеверий и материальных страстей.

Его страдания и изгнания, орудия осуществления Божественной судьбы, наконец, привели Его в эту «Наисвятую Землю», «обитель Пророков», географическое и духовное сердце планеты. И здесь Он воздвиг «Скинию Славы» на «Холме Божием», «Новый Иерусалим», «Град Божий», упомянутый в Скрижали Кармель, установив «небесный Закон… гарант счастья человеческого».[25] Господь Сил Сам указал на место, где должны были быть навечно преданы земле драгоценные останки Его Провозвестника, «Изначальной Красоты». «Ныне настало время, предречённое народам и племенам земли,— заявляет Бахаулла.— Обетования Божии, записанные в Священных Писаниях, исполнились».[26]

Погребение Святого Праха Пророка-Мученика в мавзолее на горе Кармель, которое стало яркой победой Абдул-Баха, и дальнейшее украшение этой Усыпальницы представляли собой удивительный контраст с трагическими обстоятельствами миссии Баба. Противопоставление двух гор — Маку и Кармель — теперь высвечивается особенно ярко. «На сей горе Я одинок»,— сетует Баб, ссылаясь на Маку, и «в Его присутствии,— продолжает Он,— в ночи нет даже зажжённой лампы!»[27] Сколь могуществен Всеславный! Баб больше не одинок на Своей горе; ныне Он — в центре «миров как зримых, так и незримых»; «Точка,— как говорит Бахаулла,— вкруг коей вращаются сущности всех Пророков и Посланников»,[28] «Место,— как говорит об этом Абдул-Баха,— вкруг коего парят в восхищении горние Сонмы».[29]

Юноша из Шираза, «Суть Сущностей» и «Утро Истины», прошёл путь от заброшенной крепости до наполненного светом великолепного дворца, освещаемого сиянием Его беспримерной жертвы. Тьма первой уступила место Божественному сиянию последнего. В память о связи, существующей между двумя горами, Шоги Эффенди в 1953 г. благоговейно поместил под золотую черепицу величественного купола Усыпальницы Баба кусок штукатурки из тюремной камеры Баба в Маку.[30]

Таким образом, как это и было предсказано в Священной Книге, Дух Илии вновь пришёл на гору Господа, дабы служить ярким маяком, указывающим «Совершенный Путь».[31] Шоги Эффенди говорит об Усыпальнице Баба как о «Светлой Заре».[32] Она является «Царицей», стоящей в центре мироздания, и каждый вечер её славный образ напоминает нам о возглашении Баба: «Я — Светильник, который Перст Божий возжёг и заставил сиять с бессмертным великолепием».[33] И сегодня вечером мы увидим ещё одно чудо: этот величественный Светильник, увенчанный золотом, будет окружён мириадами других светочей, так что вся гора озарится светом; мы увидим свет, помноженный на свет!

«Сколь велико могущество твоё,— обращается Шоги Эффенди к ?Царице горы Кармель?,— могущество, кое повергло в изумление души возлюбленных Бога и Посланников Его!»[34] Наблюдая её сияние и то, как она простирает свои крылья над руководящими институтами Дела Божьего, мы не можем не вспомнить обещание, которое Бог дал Бабу: «Будь терпелив, о Курратуль-Айн, ибо Бог воистину дал обет установить Твоё господство во всех странах и над всеми людьми, что обитают там».[35]

В нашем торжественном открытии достойного пути, ведущего к священному Месту, где покоятся земные останки Того, Кто был «Вратами Божиими»,— пути, который однажды превратится в «Путь королей и правителей мира»,— мы можем увидеть величественную победу кротких. Согласно пророчеству, при появлении Обетованного всё сущее будет «перевёрнуто». Бахаулла объясняет: «Сим переворотом Он заставил возвысившихся унизиться, а униженных возвыситься».[36] Преданные и бескорыстные усилия бахаи на протяжении нескольких десятков лет в течение двадцатого столетия по воздвижению и украшению Усыпальницы Баба, равно как и величественного Административного Центра, расположенного под её сенью, несомненно, можно считать триумфом тех людей мира, голоса которых раньше не был слышен. Прочно держась видения и руководства сначала Учителя, а затем — Хранителя, последователи Благословенной Красоты в каждой стране — эта благородная, но смиренная «армия света» — преодолели все препятствия и обратили в бегство силы тьмы, пытавшиеся погасить Божественное Пламя, которое зажёг Баб и раздул Бахаулла. Вспоминая эти события, мы только и можем сказать: «Да славится, да славится Его кротость…».[37]

Цветущая природная мозаика, ныне протянувшаяся от подножия до вершины горы Кармель, раскрывает перед человечеством важнейшее послание надежды. Борьба за духовное возрождение мира, которое является итоговой целью нашей Веры, в некотором смысле отражается в том, как зеленеет и расцветает эта гора. По мере того, как разнообразные элементы садов, окружающих Святое Место, расцветают во всё более прекрасные образы, так и «почва человеческих возможностей раскроет своё внутреннее совершенство и покроется цветами добродетельных качеств».[38] Однако эти возможности человеческого духа расцветут только если эта почва «напитается живительными водами чистых намерений и бескорыстных усилий».[39] Величественные сады и струящиеся воды Божественного «Виноградника» говорят о благородстве человека, о том, чего может достичь человеческое общество, если оно сознательно обратится к щедрым излияниям Святого Духа. Они ясно говорят о том, что преображение окружающего мира возможно только через внутреннее преображение сердца.

В 1911 г. Абдул-Баха в Своём первом публичном выступлении на Западе, в Лондоне, провозгласил: «Настал новый цикл развития силы человека. Все горизонты мира светлы, и мир воистину станет райским садом».[40] Картина преображённого мира, раскрытая Абдул-Баха, воплощалась в действительность по мере того, как человечество шло сквозь последующие десятилетия этого века — века, омрачённого ужасающими периодами жестокости и лишений и озарённого возвышенными светочами творчества и единения. Хотя Его видение, скорее всего, исполнится только в отдалённом будущем, его главные черты и направления развития уже были прочно установлены. На этой стадии основная цель общины бахаи — продемонстрировать, что существует реальная возможность создать сад справедливости и понимания, образец коллективной жизни, основанной на доверии, сотрудничестве, чистоте поведения и искренней заботе об окружающих. Так пусть же наш собственный неустанный поиск единства в разнообразии просветит других людей. И когда сады на террасах горы Кармель будут демонстрировать своей красотой и разнообразием идеалы гармонии, пусть мир осознает свою способность достичь единства, помимо которого нет иного пути к миру и процветанию. Таким образом, мы подаём человечеству два ярких примера: это мы сами и эта великолепная гора.

Выполняя наказ, данный ему Учителем, возлюбленный Хранитель, приложив невероятные усилия и проявив незаурядную силу творчества, украсил Усыпальницу Баба «изысканной надстройкой», разработал дизайн Арки на Холме Бога и украсил это Священное Место. Каждый шаг, предпринятый им по развитию Всемирного Центра, соответствовал гигантскому рывку вперёд на поприще обучения. Составляя карту ландшафта горы Кармель, Шоги Эффенди одновременно с этим составлял карту Земли, до самых её отдалённых уголков. Под его вдохновляющим и вдохновлённым свыше руководством и в согласии с Планом, разработанным Средоточием Завета, мужественный отряд верующих расширил границы духовных владений Бахауллы до самых отдалённых регионов планеты, представив миру работающую модель единого «содружества народов».[41]

Этот ответ на «призыв Господа Сил» привёл к великой победе 1963-го года. С избранием Всемирного Дома Справедливости «Ковчег» законов Божиих действительно «поплыл» по горе Бога, как это было сказано в Скрижали горы Кармель.[42] Через это единодушное коллективное действие бахаи установили долгожданные «весы справедливости», и «Десница Всемощности воздвигла Его Откровение на нерушимом основании».[43] «Живительные воды вечной жизни,— говорит Шоги Эффенди,— теперь устремятся из этого источника Божественного Мирового Порядка ко всем воюющим нациям и народам земли, чтобы смыть пороки и несправедливости мира праха и исцелить вековые болезни и недуги человечества».[44]

Выборы Верховного Органа Дела Божьего стали яркой демонстрацией духа веры. Ещё раз этот дух проявился в ходе величественных проектов последнего десятилетия. Создавая органы нового Мирового Порядка, который «предвосхитил Баб, разъяснил Бахаулла и установил Абдул-Баха», эти проекты опирались на поддержку всех слоёв нашей общины.[45] И как могло бы быть иначе? Ибо, как объяснил Шоги Эффенди, «Всемирный Административный Центр общины бахаи… — это эмблема, символизирующая фундаментальное единство всех наций, правительств и народов, престол владычества и место восхода как духовной, так и мирской власти. Это верховный центр, к которому должны обратиться последователи Его наивозвышенной и славной Веры, и средоточие, отражающее для всех стран великолепие небесного престола Того, Кто есть Создатель человечества. Это источник Божественной цивилизации, которая является чистейшим и благороднейшим плодом Откровения Величайшего Имени…».[46]

Это позволяет нам осознать нашу глубинную сущность. Поскольку Бахаулла — Пророк новой цивилизации, то мы — её строители. Поскольку Он — Источник света, то мы — носители этого света, освещающие тьму лучами любви и уверенности. Следовательно, мы — орудия, усиливающие зов горы Кармель: «пришел Тот, Кто был сокрыт от взоров смертных! Явлено Его всепобеждающее господство; воссиял Его всеохватный свет».[47] Наша миссия — духовное возрождение всей человеческой семьи, то есть раскрытие невиданных доселе перспектив справедливости, свободы и культурного развития. Бахаулла говорит: «Восстанет раса людей, с невиданными доселе качествами… которая осенит покровом святости всё сотворённое…».[48]

Ошеломляюще величественные строения Арки раскрывают нам проблеск этой грядущей цивилизации. Характеризующие их сбалансированность, пропорциональность и гармония отражают увещевание Бахауллы вернуться к Золотой Середине, к «Срединному Пути», то есть во всех своих делах придерживаться принципов равенства, обоюдности целей и умеренности. Демонстрируя возвышенность и элегантную монументальность, эти воздвигнутые ныне здания являются ярким контрастом с распадающимися институтами и разрушающейся нравственностью потерявшего свои ориентиры общества. Для смятенного и погружённого в хаос мира они отражают «спокойный новый свет Мира и Истины, который окружает, ведёт и поддерживает» тех, кто принял «закон и любовь Бахауллы».[49]

Достижения, праздновать которые мы сейчас собираемся, в высшей степени достойны памяти наших духовных предшественников. Это достижение одновременно напоминает о страданиях Баба и Бахауллы и предвосхищает те дивные свершения, которые явит эпоха зрелости человечества. Доведя эти экстраординарные проекты до завершения, мы теперь понимаем, что имел в виду творец Апокалипсиса, написавший в древние времена: «се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их… И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет…».[50]

Размышляя о значительности того, что воздвигли на Горе Божией те, кто влюблён в Бахауллу, мы можем лишь вспомнить слова одного из семи мучеников Тегерана, который, ожидая момента своей казни, смотрел на тела двух мучеников, убитых прежде него и по-прежнему сжимавших друг друга в объятиях: «Великолепно сделано, возлюбленные спутники! — воскликнул он».[51] И действительно, братья мои и сёстры — великолепно сделано!

 

Примечания

 


[1] Книга пророка Исаии,  35:2.

[2]  Бахаулла, Скрижаль Кармель (Крупицы, XI).

[3] Бахаулла,  цит.  в письме Шоги Эффенди к Наврузу 101 г. Э.Б., обращённом к бахаи Ирана.

[4] Избранное из Писаний Баба.

[5] Шоги Эффенди, Мировой Порядок Бахауллы.

[6] Книга пророка Аввакума,  2:14.

[7] Бахаулла, Крупицы.

[8] Баб, Избранное из Писаний.

[9] Там же.

[10] Там же.

[11] Там же.

[12] Бахаулла, Лаух-и-Агдас, Наисвятая Скрижаль.

[13] Цит. в “Бог проходит рядом», абз. 79.

[14] Шоги Эффенди, Мировой Порядок Бахауллы.

[15] Баб, Избранное.

[16] Шоги Эффенди, Messages to the Bahá’í World.

[17] Баб, Избранное.

[18] Бахаулла, Китаб-и-Иган, абз. 263.

[19] Шоги Эффенди, Бог проходит рядом.

[20] A.L.M. Nicolas, переведённые французские примечания к «Предвестникам Рассвета».

[21] Бахаулла, Послание к Сыну Волка.

[22] Там же, абз. 107.

[23] Бахаулла, Молитвы и размышления.

[24] Бахаулла, Китаб-и-Агдас, абз. 158.

[25] Абдул-Баха, Избранное.

[26] Бахаулла, Избранное из Писаний, № 5.

[27] Баб, Избранное.

[28] Бахаулла, Молитвы и размышления.

[29] Цит. в Citadel of Faith.

[30] Шоги Эффенди, Messages to the Bahá’í World.

[31] Бахаулла, Ишракат, абз. 7.

[32] Цит. в книге Зикруллы Хадема “Служение у Порога». Опубл.  в статье «Видение Шоги Эффенди» в журнале Ассоциации Исследований Бахаи, 1993, стр. 108.

[33] Баб, Избранное.

[34] Шоги Эффенди, «Усыпальница на горе Кармель».

[35] Баб, Избранное.

[36] Бахаулла, Китаб-и-Агдас, П171.

[37] Бахаулла, Крупицы.

[38] Абдул-Баха, Секрет Божественной цивилизации, абз. 9.

[39] Там же.

[40] Абдул-Баха в Лондоне.

[41] Шоги Эффенди, Предвестники Рассвета.

[42] Бахаулла, Скрижаль горы Кармель.

[43] Цит. в Шоги Эффенди, Мировой Порядок Бахауллы.

[44] Шоги Эффенди, письмо бахаи Востока от 27 ноября 1929 г., цит. в Тахерзаде, Завет Бахауллы.

[45] Шоги Эффенди, Messages to America.

[46] Шоги Эффенди, из письма к бахаи Востока, Навруз 111 г. Э.Б.; перевод Исследовательского Отдела Всемирного Дома Справедливости.

[47] Бахаулла, Скрижаль горы Кармель.

[48] Шоги Эффенди, Пришествие Божественной Справедливости.

[49] Шоги Эффенди, Мировой Порядок Бахауллы.

[50] Апокалипсис св. Ап. Иоанна Богослова, 21:3 - 4

[51] Предвестники Рассвета.